Современные здоровьесберегающие технологии №01 2017

Развитие двигательных качеств младших школьников средствами народных подвижных игр

Номера страниц в выпуске:184-190

Аннотация: В статье, на основании систематизации и анализа литературных данных и передового практического опыта проанализировано состояние проблемы развития двигательных качеств младших школьников. Раскрыта необходимость использования народных подвижных игр как одного из средств повышения двигательной активности младших школьников, формирования в них позитивной мотивации к занятиям физической культурой.

Ключевые слова: народные подвижные игры, двигательные качества, младшие школьники.

Аннотация: В статье, на основании систематизации и анализа литературных данных и передового практического опыта проанализировано состояние проблемы развития двигательных качеств младших школьников. Раскрыта необходимость использования народных подвижных игр как одного из средств повышения двигательной активности младших школьников, формирования в них позитивной мотивации к занятиям физической культурой.

Ключевые слова: народные подвижные игры, двигательные качества, младшие школьники.

Постановка проблемы. Современная система физического воспитания предусматривает широкое использование народных подвижных игр, которые являются одним из основных средств повышения двигательной активности детей, формирование у них положительной мотивации к занятиям физическими упражнениями и воспитания нравственных, эстетических и волевых качеств. Будучи важным средством достижения и передачи социального опыта, народные игры должны войти сегодня во все сферы воспитательной работы, эмоционально обогащая личность, вызывая потребность в творческой деятельности и повышении физической работоспособности.

Народные подвижные игры имеют большие возможности для гармоничного развития младших школьников. Они наиболее полно отражают образ жизни и мировоззрение своего народа, его морально-этические и эстетические принципы, многовековой опыт воспитания подрастающего поколения. Анализ школьных программ, учебных пособий и практики физического воспитания в школах показывает, что народные подвижные игры используются эпизодически, без достаточного научного обоснования их влияния на физическое состояние детей и их морально – волевое совершенствования.


Анализ последних публикаций по исследуемой проблеме. Исследования ученых [3, 5, 6] доказывают, что ребенок должен находиться под постоянным воспитательным влиянием материальной и духовной культуры своего народа. Это важно прежде всего для полного раскрытия природных способностей ребенка, развития его талантов, выявления етнопедагогических особенностей. Поэтому система образования в целом и процесс физического воспитания в частности должны быть именно национальными. Учитывая это, повышение эффективности физического воспитания тесно переплетается с проблемами внедрения в практику элементов народной физической культуры, которые имеют развивающую, культурную и воспитательную ценность.
Повышение эффективности и качества физического воспитания младших школьников постоянно находится в центре внимания общеобразовательных учебных заведений и ученых. Данной проблеме посвятили свои исследования В. Арефьев, Е. Вильчковський, Л. Волков, О. Дубогай, М. Зубалий, О. Козленко, Т.Круцевич, Н. Москаленко, Ю. Похолинчук, В.Столитенко, С. Цвек и др. [8]

На необходимость использования подвижных игр в воспитании подрастающего поколения обращали внимание О. Ващенко [1] , Г. Воробей [4], А. Демчишин [4] и др. Об отдельных аспектах использования украинских народных подвижных игр в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста говорится в трудах А. Цьося [9] , О. Яницькои [10] и др .

Вопросы применения народных подвижных игр в системе физического воспитания детей младшего школьного возраста было предметом исследования В.И. Левкива (особенности средств украинской национальной физической культуры в различных сферах жизнедеятельности детей младшего школьного возраста); С.Б. Мудрика ( применение украинских подвижных игр в системе физического воспитания младших школьников), он разработал классификацию для учеников 2-3 классов и усовершенствовал методику проведения игр и др [7].

Однако, проведенный анализ психолого-педагогической литературы и передового практического опыта показал, что проблема развития двигательных качеств младших школьников средствами народных подвижных игр еще не достаточно изучена и требует дальнейшего исследования .

Актуальность исследования. В последнее время здоровье школьников имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. Причина этого связана с особенностями обучения в современной школе; нарастающим из года в год объемом информации, а также с постоянной модернизацией и усложнением учебных программ. В связи с этим умственная нагрузка ежегодно увеличивается, а физическая зачастую уменьшается из-за ухудшения материальной базы, отсутствия оборудования и инвентаря, недостатка специалистов по физической культуре и спорту.

Недостаточный объем двигательной активности отражается на опорно-двигательном аппарате, функционировании многих систем организма, особенно сердечнососудистой и дыхательной, резко подавляется нервная система, ослабляется развитие мышц. Ухудшение состояния здоровья связано с существенным уменьшением двигательной активности школьников. Ученики находятся в условиях строгой регламентации школьного режима, поэтому немогут удовлетворить своей потребности в движениях. Современные условия быта также порождают ограничения двигательной активности детей. Все это способствует снижению защитных сил организма и в конечном итоге приводит к появлению многих заболеваний у детей в более раннем возрасте. 

Анализ суточного бюджета времени учащихся общеобразовательных учебных заведений показал значительную нехватку двигательной активности детей (всего 22-25% в сутки при обязательном минимуме 50-55%), что является одной из предпосылок снижения уровня здоровья детей. Уроки физической культуры, которые являются основной формой физического воспитания учащихся в общеобразовательной школе, не могут предоставить учащимся нужного объема двигательной деятельности. Не решает этот вопрос и внеклассная и внешкольная физкультурно-оздоровительная работа, которая сейчас в упадке и охватывает незначительное количество учеников. В этой связи организация активного двигательного режима школьников приобретает актуальность.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании эффективности воздействия народных подвижных игр на развитие двигательных качеств младших школьников.

Задачи исследования.
1. Проанализировать состояние проблемы развития двигательных качеств учащихся начальных классов.
2. Теоретически обосновать эффективность использования народных подвижных игр и определить их роль в развитии двигательных качеств младших школьников.
Результаты исследования. Украинский народ своим многовековым опытом интуитивно отобрал самые эффективные средства гармоничного воспитания подрастающего поколения, главное место среди которых занимают народные подвижные игры. Традиционно в учебно-воспитательном процессе начальной школы они используются как средство физического воспитания. Однако воспитательный потенциал украинских народных подвижных игр значительно шире.

Материалы историко-этнографических исследований показывают, что украинские народные игры очень разнообразны и большинство из них утвердились в календарной обрядности. Календарные игры, которые проводились в определенные времена года, как утверждают летописцы и церковные иерархи называли игрищами. По их мнению, у нашего народа существовали следующие основные игры: бег, скачки верхом, прыжки через огонь, через воду, метание копий, стрельба из лука, кулачные бои, игры в войну – прикладные бои и многие другие – это у юношей. У девушек проводились многочисленные игры, связанные и с культом, с гаданием, с волшебством, с мечтами о будущем бракосочетании, о счастливой супружеской жизни и т. д. Мальчишеские игры были довольно бурные, девичьи - спокойные.
Каждый народ, в зависимости от социально-экономических условий своего развития, географического положения исторически вырабатывал самобытные виды подвижных игр и развлечений, способы их использования, которые затем составили своеобразные системы теловоспитания. Не являются исключением в этом плане и традиции украинской системы физического воспитания, основу которых составляет чрезвычайно богатый пласт народных подвижных игр.
Народные подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что важно, эти физические качества должны развиваться в комплексе. Практикой и научными исследованиями доказано, что такое физическое качество как быстрота целесообразно воспитывать в младшем школьном возрасте с помощью упражнений скоростно-силового характера. Для этого используются игры с прямолинейным бегом, встречные эстафеты и на скорость реакции («Бег стоножек», «Кто быстрее»). Это также игры, построенные на необходимости мгновенных реакций на звуковые, зрительные, или тактильные сигналы. Эти игры должны включать физические упражнения с периодическими ускорениями, внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие дистанции в кратчайшие сроки и другими двигательными действиями, направленными на сознательное и целенаправленное опережение соперника. («Бег к флажкам», «Квач» , «Кто первый» и др. ) .

Воспитывая скоростные способности у детей младшего школьного возраста, подвижные игры способствуют развитию и других физических качеств. В частности, значительное количество подвижных игр требуют от участников проявления ловкости. Ситуации, которые постоянно меняются, в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию этого качества. Для развития ловкости необходимо использовать игры, требующие проявления точной координации движений и быстрого согласования своих действий с партнерами по команде, владение определенной физической сноровкой. Для развития данного качества используют такие игры как «Кот и мышка», «Лиса и цыплята», «Волк в канаве» «Рыбаки и рыбки» «Дедушка Макар», «Лис» и др.

Развитие отдельных мышц рук, ног и туловища происходит в подвижных играх, которые требуют проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений («Кто дальше бросит», «С кочки на кочку», «Долгая лоза», «Ворона», «Чурка» и др.).

Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, вызывает значительные затраты сил и энергии (оптимальных для детей данного возраста), способствуют развитию выносливости. Выносливость является одной из важнейших физических качеств человека, характеризующих его физическое состояние. Она тесно связана с уровнем развития кардиореспираторной системы организма и уровнем общей работоспособности. Это качество обеспечивает продолжительность выполнения работы без снижения ее интенсивности и эффективности. Для развития этого качества нужно находить подвижные игры, связанные с заведомо большим расходом сил и энергии, с частыми повторениями сложных двигательных операций или длительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами выбранной игры. Это такие игры как «Рыбаки и рыбки », «Воробушки-попрыгунчики », «Удочка», «Гуси» и др.

Во время проведения подвижных игр необходимо следить за тем, чтобы физическая нагрузка была оптимально допустимой. При систематических занятиях играми можно допускать интенсивные нагрузки, для того чтобы организм детей постепенно приспосабливался к ним. Однако недопустимо доводить участников игры к переутомлению, в играх не должно быть чрезмерных мышечных напряжений и длительных задержек дыхания. Несмотря на то, что подвижные игры часто включают в себя действия, избирательной направленности на совершенствование одной из двигательных качеств, их следует рассматривать как упражнения общего физического воздействия.

Выводы. Таким образом, проведенное исследование показывает, что систематическое применение народных подвижных игр на уроках физической культуры и во внеурочное время способствует укреплению здоровья, обеспечивает достаточную физическую активность и способствует развитию физических качеств младших школьников.

Национальная специфика подвижных игр по народному календарю проявляется: в воспроизведении психологических особенностей народа, его мировоззрении, нравственных нормах; в родном языке; в отражении истории нации, в ее культуре, в общественной жизни и быту, в традициях, религиозных верованиях, обычаях; в связях подвижных игр с национальным фольклором; в национальной специфике выражения общечеловеческих идей добра и справедливости, эстетических взглядах, общественных интересах; в любви к природе, к родному краю, где живет нация. Все это вместе представляет собой мощную движущую силу эстетического, морально-этического, культурного, физического воспитания младших школьников.

Перспективы дальнейших исследований Дальнейшие исследования этой проблемы предусматривают изучение процессов развития двигательных качеств младших школьников во внеурочное время.


Summary

DEVELOPMENT PHYSICAL QUALITIES OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF FOLK GAMES

T.Y. Trotsenko, V.V. Trotsenko

Pereyaslav-Khmenlnitsky SPU named after Hrygoriy Skovoroda

Abstract. This article deals with analysis of the problem of development of physical qualities of younger schoolchildren on the basis of systematization and analysis of literary data and best pedagogical practices. The necessity for use of folk outdoor games was shown as one of the means of enhancement of the physical activity of younger schoolchildren, formation of their positive motivation for physical education.

Key words: folk movable games, the physical qualities, younger schoolchildren.

Информация об авторах

Троценко Татьяна Юрьевна ‒ кандидат педагогических наук, доцент кафедры доцент  кафедры теории и методики физического воспитания и спорта, ГВУЗ «Переяслав-Хмельницкий ГПУ имени Григория Сковороды», г. Переяслав-Хмельницкий. E-mail: trocenko_26@mail.ru.

Trotsenko T. Y.  – candidate pedagogical  sciences, associate professor of the department theory and methods of education and  sports, SHEE « Pereyaslav-Khmenlnitsky SPU named after Hrygoriy Skovoroda», E-mail: trocenko_26@mail.ru.

Троценко Валерий Владимирович ‒ кандидат педагогических наук, доцент  кафедры теории и методики физического воспитания и спорта, ГВУЗ «Переяслав-Хмельницкий ГПУ имени Григория Сковороды», г. Переяслав-Хмельницкий. E-mail: trocenko_26@mail.ru.

Trotsenko V.V. – candidate pedagogical  sciences, associate professor of the department theory and methods of education and  sports, SHEE « Pereyaslav-Khmenlnitsky SPU named after Hrygoriy Skovoroda», E-mail: trocenko_26@mail.ru.

Список исп. литературыСкрыть список
1. Ващенко О.М. Фізкультурно-оздоровчі заходи в режимі навчального дня молод-шого школяра: [навч.-метод. посібник] /О.М.Ващенко, В.М.Єрмолаєва, Л.І.Іванова, С.І.Операйло, Л.В. Романенко [за заг. ред. Е.В.Бєлкіної]. – Кам’янець-Подільський : Абетка, 2003. – 192 с.
2. Вільчковський Е.С. Народна рухлива гра – основний засіб фізичного виховання дітей / Е.С. Вільчковський, О.І. Курок //Традиції фізичної культури. – К.: ІЗМН, 1997. – С. 147-153.
3. Волков Л.В. Фізичне виховання молодших школярів: [навч. посіб.] / Л.В.Волков. – К.: «Освіта України», 2014. – 163с.
4. Воробей Г.В. Фізкультурно-оздоровчі заходи в режимі навчального дня школярів початкових класів / Г.В.Воробей . – Івано-Франківськ, 1986. – 24с.
5. Демчишин А.А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков /А.А. Демчишин, В.Н.Мухин, Р.С.Мозола.– К.: Здоровье, 1989. – 168 с.
6. Москаленко Н. В. Фізичне виховання молодших школярів: монографія / Н. В. Москаленко. – Дніпропетровськ: вид-во «Іновація», 2007. – 252 с..
7. Мудрик С.Б. Ефективність застосування національних рухливих ігор на уроках фізичної культури у початковій школі: Автореф. дис... канд. наук з фіз. виховання і спорту: 24.00.02 / С.Б.Мудрик; Волин. держ. ун-т ім. Л.Українки. – Луцьк, 1999. – 18 с.
8. Троценко Т.Ю. Теорія і методика викладання рухливих ігор і забав: [навч.-метод. посібник] /Т.Ю.Троценко. – , 2012. – 126с.
9. Цьось А.В. Українські народні ігри та забави /А.В.Цьось. – Луцьк, 1994. – 96с.
10. Яницька О.Ю. Українські народні рухливі ігри для дітей старшого дошкільного віку /О.Ю. Яницька. – Рівне, 1992. – 132 с.
Количество просмотров: 2523
Предыдущая статьяОсновные приоритеты системы комплексного контроля в гандболе
Следующая статьяКомплексная система физического воспитания школьников
Прямой эфир