Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина

Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина, №05 2023
О журнале
Персоналии
Приём статей
Политика журнала
Контакты

Журнал Психиатрия и психофармакотерапия

Научно-практическое электронное издание 
https://con-med.ru/magazines/psikhiatriya_i_psikhofarmakoterapiya_im_p_b_ganushkina/


Рецензируемый научно-практический журнал «Психиатрия и психофармакотерапия» издается с 1999 г. тиражом 30 000 экземпляров, объемом около 68 страниц формата А4. Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР) (регистрационный номер ПИ №ФС77-73902 от 12.10.2018 г.). Печатное издание имеет ISSN 2075-1761. Был включен в Перечень периодических научных и научно-технических изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора медицинских наук. Территория распространения: Российская Федерация, страны СНГ. Является изданием Российского общества психиатров (РОП). Электронная версия журнала выходит регулярно на сайте con-med.ru (полная ссылка- https://con-med.ru/magazines/psikhiatriya_i_psikhofarmakoterapiya_im_p_b_ganushkina/ )
На страницах этого периодического издания публикуются работы ученых и практических врачей-психиатров России, а также из стран ближнего и дальнего зарубежья. В журнале издаются статьи по проблемам психиатрии, наркологии и психофармакотерапии. Издание существует и регулярно выходит с периодичностью 6 номеров в год в течение 25 лет. За это время журнал, основанный в 1999 году проф. П.В. Морозовым, приобрел широкое признание и популярность среди специалистов. На 1 марта 2024 г. издано 148 выпусков. 

Распространяется среди врачей и исследователей, работающих по проблемам психического здоровья, руководителей и специалистов органов здравоохранения краев и областей РФ, по странам СНГ, в научно-исследовательских институтах; лечебным учреждениям и исследовательским центрам; в центральные библиотеки; по подписке; во все медицинские библиотеки. 

УЧРЕДИТЕЛИ: Морозов Денис Петрович, Морозова Анна Петровна 
ИЗДАТЕЛЬ: АНО «Научно-практический центр «Психея» имени Петра Викторовича Морозова»
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР – до 2022 года Морозов Петр Викторович, с 2023 года Морозов Денис Петрович

Основные тематики: 
Клиническая психиатрия, Наркология. Психофармакотерапия, Биологические исследования в психиатрии и наркологии, Детско-подростковая психиатрия, Психосоматические расстройства, Социальная психиатрия, Геронтопсихиатрия, Организация психиатрической и наркологической помощи, Новые медицинские технологии, Лекции, Обзоры, Юбилеи.
№05 2023
PDF всего номера

Рецензируемый научно-практический журнал «Психиатрия и психофармакотерапия» издается с 1999 г. и включен в Перечень периодических научных и научно-технических изданий, выпускаемых в РФ, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора медицинских наук.
На страницах периодического издания, носящего имя П.Б.Ганнушкина, публикуются работы ученых и практических врачей-психиатров России, а также из стран ближнего и дальнего зарубежья. Журнал приобрел широкое признание и популярность среди специалистов.
На 1 января 2021 г. издано более 125 выпусков.
Интересен врачам и исследователям, работающим по проблемам психического здоровья.

Выпускается под эгидой Российского общества психиатров

Основные тематики:
Клиническая психиатрия, Психофармакотерапия, Психосоматические расстройства, Социальная психиатрия, Организация психиатрической помощи, Новые медицинские технологии, Лекции, Обзоры, Новости ВПА и РОП, Юбилеи.

О журнале
Резюме
Пограничное расстройство личности (ПРЛ) характеризуется нестабильностью межличностных отношений, самооценки и эмоций, а также импульсивностью в широком диапазоне ситуаций, вызывающих значительные нарушения функционирования и/или субъективный дистресс. ПРЛ связано с высоким уровнем самоубийств и коморбидностью с другими психическими расстройствами, а также большим экономическим бременем. 
Цель этого обзора – обобщить современные представления, а также результаты клинических исследований, посвященных клиническим дифференциально-диагностическим аспектам.  
Методы. Публикации были собраны в марте – мае 2023 года из баз данных: PubMed, Web of Science и Google Scholar. Также мы обращались к современным учебным пособиям, освещающих тему обзора. Поиск источников литературы осуществлялся по ключевым словам: «пограничное расстройство личности», «симптомы пограничного расстройства личности», «диагностика пограничного расстройства личности», «дифференциальная диагностика пограничного расстройства личности», «клиника пограничного расстройства личности», «течение пограничного расстройства личности»; «borderline personality disorder», «symptoms of borderline personality disorder», «diagnosis of borderline personality disorder», «differential diagnosis of borderline personality disorder», «clinic of borderline personality disorder», «course of borderline personality disorder». Поиск осуществлялся на английском и русском языках с использованием синонимов ключевых слов, также использовался MeSH для PubMed. Критериями включения были публикации, описывающие клинику, критерии классификации и диагностику ПРЛ.
Результаты. Большинство гипотез предполагает, что ПРЛ обусловлено взаимодействием генетических, нейробиологических и психосоциальных факторов. Близнецовое исследование продемонстрировало, что доля вариабельности ПРЛ, объясняемая влиянием окружающей среды, была выше, чем доля, объясняемая генетическими влияниями (58% против 42%). Генетические полиморфизмы, которые наблюдались у пациентов, страдающих ПРЛ, обнаруживаются в генах FKBP5 и CRH, участвующих в деятельности гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси. Эти гены присутствуют преимущественно у пациентов, подвергшихся жестокому обращению в детстве. У пациентов с ПРЛ наблюдается нарушение модулирования окситоцинергической системой, дисфункция серотониновой системы и уменьшение серого вещества в некоторых областях мозга, таких как гиппокамп, миндалевидное тело и медиальная височная доля, а также нарушения в связях между префронтальной корой и другими областями мозга. У людей с ПРЛ определяется высокая частота сексуального (от 16% до 71%) и физического (от 10% до 73%) насилия в детстве. Симптомы ПРЛ можно сгруппировать в четыре клинических фенотипа: 1) межличностная нестабильность: страх быть брошенным, нарушенные и нестабильные отношения; 2) когнитивные нарушения и/или сложности самоидентификации: параноидальные идеи, диссоциативные симптомы, нарушение идентичности; 3) аффективная и/или эмоциональная дисрегуляция: неустойчивость настроения, вспышки гнева, чувство опустошенности, низкая фрустрационная толерантность; 4) поведенческая дисрегуляция: cуицидальное или самоповреждающее поведение, импульсивность. ПРЛ имеет довольно благоприятный прогноз: ремиссия наступает у 45% пациентов в течение широкого диапазона времени. Диагноз ПРЛ связан с широким спектром симптомов, которые совпадают с другими диагностическими категориями. Также диагноз ПРЛ связан с обширной коморбидностью, что приводит к проблемам в дифференциальной диагностике. К основным психическим расстройствам, с которыми дифференциальная диагностика ПРЛ представляет наибольшую трудность, относятся биполярное аффективное расстройство, депрессивное расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство, комплексное посттравматическое стрессовое расстройство, а также синдром дефицита внимания и гиперактивности.  К валидизированным диагностическим инструментам при работе с ПРЛ относят: «Инструмент для скрининга ПРЛ Мак-Лина» (McLean Screening Instrument for BPD (MSI-BPD)), инструмент самооценки «Перечень пограничных симптомов» (Borderline Symptom List (BSL)), врачебную оценочную шкалу «Рейтинговая шкала Занарини для ПРЛ» (The Zanarini Rating Scale for Borderline Personality Disorder (ZAN-BPD)) и шкалу самооценки «Пограничная оценка тяжести с течением времени» (The borderline evaluation of severity over time (BEST)).
Заключение. ПРЛ является распространенным, клинически гетерогенным, суицидоопаснвым и часто дезадаптирующим расстройством, плохо известным в отечественной психиатрии.  Этот нарративный обзор освещает дифференциальную диагностику ПРЛ, что является залогом постановки правильного диагноза и выбора рациональной тактики ведения данных пациентов.
Ключевые слова: пограничное расстройство личности, дифференциальная диагностика, клиника, классификация, диагностические инструменты
Для цитирования: А.К. Хасанова, С.Н. Мосолов. Пограничное расстройство личности: клиника, классификация и дифференциальная диагностика.  Психиатрия и психофармакотерапия. 2023; 5: 4–17.
УДК 616.89:008
А.К. Хасанова1, С.Н. Мосолов1,2
Номера страниц
в выпуске: 4-17
1 ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва, Россия 2 Московский научно-исследовательский институт психиатрии – филиал ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва, Россия
Резюме
В данной – третьей и заключительной – части этого цикла статей мы поговорим предметно о тех терапевтических затруднениях, которые могут возникнуть у врачей обеих специальностей (как психиатров, так и гепатологов) при лечении пациентов с коморбидностью психической и печеночной патологий.
Мы также обсудим в рамках этой статьи вопрос о том, как некоторые традиционно применявшиеся прежде всего в гепатологии лекарства – например, метформин, аллопуринол, адеметионин, урсодезоксихолевая кислота, препараты холина, или омега-3 полиненасыщенные жирные кислоты – могут улучшить течение психических расстройств и помочь психиатрическим пациентам, даже без коморбидного заболевания печени. И наоборот – о том, как некоторые психотропные лекарства, например антидепрессанты, галантамин или мемантин, за счет своих иммуномодулирующих и противовоспалительных свойств – могут помочь гепатологическим пациентам, даже без очевидного коморбидного психического расстройства.
Ключевые слова: метформин, аллопуринол, урсодезоксихолевая кислота, адеметионин, галантамин, мемантин, холин, куркумин, берберин, ресвератрол, антидепрессанты.
Для цитирования: Беккер Р.А., Быков Ю.В. Аффективные и тревожные нарушения у пациентов с патологией печени и/или желчных путей. Часть III: терапевтические аспекты. Психиатрия и психофармакотерапия. 2023; 5: 18–28.
Р.А. Беккер1, Ю.В. Быков2
Номера страниц
в выпуске: 18-28
1 Независимый исследователь в области психофармакологии, Израиль, Азур 5801726, ул. Бен-Гурион 26/7; 2 ФГБОУ «Ставропольский государственный медицинский университет», Российская Федерация, г. Ставрополь, 355017, ул. Мира, 310.
Резюме
Основными целями лечения шизофрении наряду с купированием обострения являются улучшение функционирования, реадаптация и ресоциализация пациента на всех стадиях заболевания. Наиболее эффективным методом достижения улучшения функционирования и реадаптации пациентов является комплексный подход в терапии, включающий сочетание фармакотерапии с психосоциальными вмешательствами. 
Важной медицинской задачей следует считать установление взаимного влияния факторов, которые потенциально определяют эффективность комплексной терапии на функциональные исходы у пациентов. Связи между факторами эффективности (психопатологические, личностные, социальные, связанные с терапией) комплексной терапии и функциональными исходами весьма разнообразны и нелинейны.
Различные формы и комбинации психосоциальных вмешательств (психообразование, когнитивно-поведенческая терапия, когнитивная ремедиация, тренинг социальных навыков, программы поддерживаемого трудоустройства) наряду с эффективной антипсихотической фармакотерапией позволяют удовлетворить индивидуальные потребности пациентов, включая коррекцию негативных симптомов и когнитивных расстройств, реинтеграцию в общество, содействие восстановлению, помощь больным и их семьям, что в конечном итоге повышает качество жизни и уровень функционирования больного.
Включение в комплексную терапию шизофрении атипичного антипсихотика третьего поколения карипразина (Реагила), фармакокинетические и фармкодинамические характеристики которого наряду с высокой эффективность в отношении острой и  хронической негативной, когнитивной, аффективной симптоматики шизофрении, позволяют решать многие задачи по нивелированию влияния таких факторов некомплаентности, как низкая критика к своему состоянию, тяжесть симптомов, нейрокогнитивные нарушения, отсутствие положительной динамики, неэффективность терапии, НЯ, сложность схемы лечения, полипрогмазия  и повышению влияния на исходы комплексной терапии шизофрении.
Ключевые слова: шизофрения, комплексная терапия, психосоциальные вмешательства, антипсихотики, карипразин (Реагила®).
Для цитирования:  В.Э. Медведев. Комплексная терапия шизофрении: проблемы и решения. Психиатрия и психофармакотерапия. 2023; 5: 29–42.
В.Э. Медведев
Номера страниц
в выпуске: 29-42
РУДН
Резюме
Обоснование. Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) – это хроническое инвалидизирующее психическое расстройство, характеризующееся наличием навязчивых идей и/или компульсий, которые вызывают сильный дистресс и нарушают все области жизни пациента. Известно, что симптомы ОКР подвергаются динамическим изменениям на фоне протекающего эндогенного заболевания. В связи с тем, что в научной литературе данные о динамике обсессивно-компульсивного синдрома в рамках непосредственно шизотипического расстройства у детей и подростков представлены достаточно скупо, данное исследование является актуальным.
Пациенты и методы исследования. В исследование включены 26 пациентов (10 девочек, 16 мальчиков) в возрасте от 8 до 16 лет. Критерии включения: соответствие диагнозу F21.3, F21.4 по МКБ-10, наличие повторяющихся навязчивых мыслей или вынужденных действий, информированное согласие пациента и/или его родителей (законных представителей) на участие в исследовании. Критерии невключения: грубое органическое поражение ЦНС (инсульты, опухоли, эпилепсия, ЧМТ в анамнезе), наличие расстройств психического (психологического) развития в раннем анамнезе, олигофреноподобный дефект. Методы исследования: клинико-психопатологический, психометрический (Yale-Brown Obsessive Compulsive Scale (YBOCS), Bush-Francis Catatonia Rating Scale (BFCRS), Personal and Social Performance Scale (PSP)), клинико-динамический, клинико-катамнестический, статистический.
Результаты и выводы. Динамика обсессивно-компульсивного расстройства в рамках шизотипического расстройства у детей и подростков отличается быстротой и злокачественностью течения, с быстрым переходом от неврозоподобной симптоматики к грубым психопатоподобным нарушениям, идеаторных навязчивостей к психическим автоматизмам, компульсий к стереотипным кататоническим действиям с выхолащиванием эмоциональной составляющей. С течением времени нарастают негативные расстройства с падением продуктивности и нарушением социального функционирования. Следует отметить устойчивость симптоматики к проводимой психофармакотерапии.
Ключевые слова: ОКР, шизотипическое расстройство, кататония, детский возраст.
Для цитирования: Т.Е. Блинова, С.Г. Никитина, А.В. Куликов, Н.С. Шалина, Е.Е. Балакирева, А.А. Коваль-Зайцев, М.В. Иванов. Обсессивно-компульсивный синдром в структуре шизотипического расстройства в детско-подростковом возрасте. Психиатрия и психофармакотерапия. 2023; 5: 43–46.
Т.Е. Блинова, С.Г. Никитина, А.В. Куликов, Н.С. Шалина, Е.Е. Балакирева, А.А. Коваль-Зайцев, М.В. Иванов
Номера страниц
в выпуске: 43-46
ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», Москва, Россия
Для цитирования: Рецензия на монографию «Кататония: история и современность» (мультидисциплинарное исследование) под ред. акад. РАН 
А.Б. Смулевича. Психиатрия и психофармакотерапия. 2023; 5: 47.
Номера страниц
в выпуске: 47
Суздальская Школа молодых психиатров всегда отличалась своей особенной атмосферой познания нового и объединения поколений. Интересные спикеры, внимательное составление программы и люди – все это является визитной карточкой данной Школы.
М.Т. Датуашвили, М.С. Левинтон, Д.П. Морозов, А.П. Морозова (члены оргкомитета Суздальской Школы)
Прямой эфир